23.12.09 Машина времени «Р» - рецензия

Sintez Records. Релиз CD состоялся в декабре.

Год сорокалетия Машины времени» юбиляры грозили превратить в парад трибьютов. Покуда коллеги записывались в очередь для участия в сборнике «Машинопись», дабы отдать дань уважения «отцам российского рока», «машинисты» готовили свое алаверды, отбирая чужие песни для «антитрибьюта». В итоге номера в очереди закончились на сороковом участнике (но и так общее время звучания трибьюта лишь немного не дотянуло до трех часов), а «Машина времени» задалась вопросом, что же ей делать с собственными композициями, сочинившимися аккурат перед 40-летием. Пришлось менять концепцию и делать альбом «Машины не парковать» (к слову, названия на обложке нет, только графический символ, напоминающий нарисованный ребенком дорожный знак) смешанным – чужие песни и несколько своих.

Вообще при всем по-старчески аккуратном отношении «Машины времени» к своим юбилеям не может не вызывать уважения тот факт, что на 41-м году существования этой группы ее участники как-то еще сочиняют новую музыку и временами устраивают куражные акции вроде записи на Abbey Road. Новый альбом «машинисты» писали в студии «На Таганке», вполне подтверждая тезис о том, что адрес студии не важен при наличии хороших песен. В Британию группа съездила, имея явный дефицит толкового материала, достойного «эббироудовского» оборудования. Собрав в новом альбоме с десяток «старых песен о главном», «машинисты» не повезли его дальше Таганки.

Что до собственных новых песен Макаревича и Ко, то содержание «Машины не парковать» является своеобразным продолжением трек-листа «Time Machine».

Профессионализм в новых песнях ощущается кожей, неравнодушие Андрея Вадимовича к общественным язвам вроде бездуховности выглядит вполне искренним, однако за сорок лет кое-что в мире изменилось. И отнюдь не триумфом бездуховности объясняется тот факт, что двадцать лет назад каждую (даже самую проходную) песню «Машины времени» слушали и обсуждали миллионы, а сегодня их и слушают только поклонники, а верят в них – еще меньше народа. Музыкальные цитаты из самих себя, залихватские строки «скажи, зачем ты вызываешь то врачей, то ментов, когда я буги-вуги на потолке» заставляют сочувствовать творцам в несколько медицинском смысле слова.

Макаревич по-прежнему мудр и философичен, но его извечная битва с дураками в последнее время смотрится как-то карикатурно, не вызывая, как бывалоча, желания примкнуть к рядам бьющихся на его стороне. Симптоматично, что наиболее интересная в мелодическом плане песня «Брошенный богом мир» написана с участием Владимира Матецкого.

Выбирая чужие композиции, «машинисты» руководствовались несложным принципом «кому что нравится». Звучит большинство каверов тоже расслабленно, будто на репетиции. Для группы, которая когда-то ходила во властителях дум, такой подход кажется слишком легкомысленным. Как-то странно получать в исполнении «Машины времени» просто песни - без особого мессиджа, без вторых смыслов, без морализаторства, без авторского взгляда (тем более что по соседству с римейками расположены новинки от предельно серьезного и злободневного Макаревича). Этой непривычной для «МВ» концепции лучше всех участников группы здесь соответствует Евгений Маргулис, превративший гребенщиковский «Апокриф», мамоновские «Досуги-буги» и особенно чижовский «Перекресток» в типичные «блюзы от Маргулиса». Причем если у Чижа в свое время получилась хорошая стилизация под блюз, то Маргулис сделал еще более густую стилизацию; и тоже хорошую.

«Салаге» Державину опять разрешили спеть про Алису – на сей раз не про ту, что «стала взрослой», а из репертуара группы «Секрет». Кутиков выбрал «Бродягу» от Сукачева и «Что ты имела» от «Несчастного случая» и исполнил их с мушкетерским задором, но не особо демонстрируя свое отношение к оригиналам. Наконец, сам Макаревич перепел Леонидова («Не удивляйся»), «Ундервуд» («Я не сплю с фотомоделями») и Гребенщикова («Я змея») – и про эти песни понятно только, что они ему нравятся: но ни словом, ни жестом, ни интонацией лидер коллектива не объясняет, а за что, собственно, он их полюбил. Он не авторизует эти песни, практически не ассоциируется с лирическими героями, лишний раз доказывая, что он как исполнитель неуютно чувствует себя без приставки «автор».

Расслабившись под дружественные чужие песни, «машинисты» не смогли соскочить с этой волны, даже перепевая «наутилусовских» «Скованных», никак не подразумевающих легкомысленного отношения. Настоящую драму, в которой надо выть, рычать и умирать, «машинисты» ничтоже сумняшеся превращают в какое-то коллективное вальяжное арт-упражение. Может, поэтому слушателю так сложно поверить в тревожные и неудобные строки Андрея Макаревича из песен, с которых начинается альбом?

Оценка (0 - 5): ***

InterMedia, Алексей МАЖАЕВ
 

 
 
 
 

eventenergy представляет:

команда КВН СТЭПиКо

Случайное фото:

Тимбилдинг.