15.01.10 Хор Турецкого «Музыка всех времен» - рецензия

Никитин». Релиз подарочного издания (CD+2DVD) состоялся в декабре.

«Мужской хор при Московской хоральной синагоге» - звучит красиво, но как-то скучновато. «Возрождение еврейской духовной музыки» - цель благородная, но несколько локальная. Впрочем, эти цитаты относятся к первым шагам коллектива под управлением Михаила Турецкого. Тогда хор еще не собирал аншлаговых концертов в ГКД и не помышлял об эстрадной карьере. Но вот высказывание посвежее: «В хоре собраны «штучные» голоса». Тоже, знаете, еще не повод ломиться в очередь за билетами – мало ли «штучных голосов» звучит ежедневно в БЗК и КЗЧ, а также в мюзиклах и джаз-клубах? Но только единицы из них могут похвастаться заполненным Кремлевским дворцом, масштабными гастрольными турами и статусом коммерчески очень успешного проекта.

Главная организаторская заслуга Михаила Турецкого заключается в том, что из нескольких хорошо поющих мужчин он сделал не дотационный хор, размышляющий с протянутой рукой о «возрождении духовной музыки», а яркий и интересный зрителю аттракцион. Недаром это подарочное издание появилось перед Новым годом: сборник с видеозаписями двух концертов и аудиокомпиляциями должен стать недурным презентом на праздник для приятелей, которые всю музыку предпочитали изучать «по верхам».

Турецкий дает ровно то, что зритель хочет получить: популярную классику, популярную попсу, популярную оперетту, всевозможные стандарты – от дворовых до хард-роковых; смешивает все это в таких пропорциях, чтобы публика не успела заскучать; популяризирует не столько академическую музыку, сколько свой универсальный коллектив. Претензии Александра Гордона к «Хору Турецкого», высказанные в программе «Гордон Кихот», очевидны и в принципе справедливы: Турецкий действительно не просвещает, а развлекает. Но вот к тому, как он это делает, придраться очень сложно.

Голоса на самом деле великолепны, каждая кавер-версия превращается в продуманный вокальный и даже отчасти хореографический номер: слушать знакомые с детства песни в исполнении «Хора Турецкого» становится на порядок интереснее, чем когда их перепевают какие-нибудь поп-звезды, даже первой величины. Скажем, прекрасный римейк «Как молоды мы были», но без вокала Градского, я воспринял как дорогой личный подарок.

Зрители двух DVD могут убедиться, что концертная программа арт-группы постоянно развивается, дополняется неожиданными попурри, миксами разных культурных традиций и какими-то эффектными ходами. Ожидаемый фурор вызывает каждая партия в исполнении тенора-альтино Михаила Кузнецова, отвечающего в коллективе за «женские» голоса в диапазоне до колоратурного сопрано. С прошлого года в состав вошел также контртенор Вячеслав Фреш – увы, во включенных в издание видеозаписях концертов его мастерство пока не зафиксировано. Остальные теноры, баритоны и даже бас-профундо заскучать не дают ни на минуту, окуная зрителей то в «Кармину Бурану», то в подборку баллад группы Scorpions или хиты Queen.

«Штучные» голоса, работоспособность и креативность – с помощью этой несложной на вид формулы «Хор Турецкого» может продолжить развивать найденную золотую жилу. Кстати, пару идей могу предложить прямо сейчас. Во-первых, арт-группе следует лучше продумать конферанс концертов: сейчас песни объявляет сам Михаил Турецкий, но примерно с тем же обаянием, с каким телегипнотизер Кашпировский давал установку на добро. А во-вторых, неплохо было бы добавить шутливых номеров в духе оркестра Макса Раабе – зритель будет только рад увеличению степени эклектики.

 
 
 
 

eventenergy представляет:

Карибен шоу.