14.07.10 Александр Лаэртский «Новая коллекция» - рецензия

«Монолит». Релиз диска состоялся в июне.

О том, что такое «культовый артист», нужно объяснять на примере Александра Лаэртского. Не все слышали его фамилию, а из тех, кто слышал, далеко не каждый представляет себе репертуар артиста. Со странностями такой дядька, матом вроде ругается — вот и всё, что знают о творчестве Лаэртского те, кого его песни не зацепили. При этом существует определенный круг его зрителей… не сказать, что широкий, однако в этом кругу люди способны, например, неделями общаться сплошь цитатами из Лаэртского. Вместо того, чтобы прямо и пошло послать товарища на х..., любители Лаэртского куртуазно процитируют песню «Аптека»: «Посылаю я их на х... с этой просьбой несуразной, и они уходят грустно и меня не беспокоят». И подобная цитата на грани изысканного фола («побросали сиськи на пол», «на глазах у детей съели коня», «молодой слонок носатый на лужайке какал смачно», «кто наклал соплей зеленых в мои сменные ботинки», «культурист в трусах зеленых поднимает гири всяки», «железная палка торчит в животе», «и своим кидает калом в стяг геройский ярко-алый», «а Егорка хитроумный тут как тут с ковшом чугунным»... остановите меня уже кто-нибудь!) найдется почти на все случаи жизни — особенно если жизнь эта проходит в каком-нибудь спальном районе, чей собирательный образ метко назван поэтом «город Кунцево далекий».

Абсурдно-чернушные дикие сюжеты, на редкость изобретательное использование инвективной лексики, равнодушный тон, сдержанность музыкального сопровождения — действительно, это творчество далеко не для всех: Александру Лаэртскому, которому для создания целой культурной мифологии хватило что-то около одной-единственной мелодии, грозила только культовая популярность. Вы уже догадались, что автор этих строк относит себя к числу почитателей артиста. В моей коллекции есть несколько — еще на кассетах — сборников Лаэртского, и порой меня охватывает острое желание их переслушать. Редко получается: детям пока рано, а друзья, у которых эти песни вызовут понимающие улыбки, живут далековато. Получив в посылке от «Монолита» сборник лучших песен Александра Лаэртского, я испытал двойственные чувства: во-первых, большинство песен из трек-листа сразу заиграли в голове, причем с абсолютно точным воспроизведением мелодии, текста и аранжировки. Во-вторых, я понял, что поделиться этой неожиданной радостью будет не с кем. Так и вышло: сижу сейчас в наушниках и слушаю музыку из юности в одно лицо. Ничуть хуже она за это время не стала.

С самим Лаэртским мы как-то, лет 12 назад, обсуждали проблему выпуска гипотетического «грейтест хитс». Как мы ни прикидывали, сборник лучших песен получался исключительно похожим на номерной альбом «Пионерская зорька». Потому что не может же обойтись «бест» без «Молодой комсомолки», «Сисек в тесте», «Аптеки», «Культуриста», «Деревенского парня Федьки», «Разупыханного молодчика», «Детей», «Вьетнамца», «Военного» и т.д.

Но «Монолит», делающий свои сборники почти 80-минутными, нашел чем разбавить классику из «Пионерской зорьки», к которой составители тоже отнеслись очень уважительно. С других пластинок в компиляцию вошли такие достойные произведения, как «Детства чистые глазенки», «Дети хоронят коня», «Х...ево», «Х..., говно и муравей», «Опоссум», «Слонок», «Я помню себя», «Начальник», «Верзила», «Пока жарился хряк», «Это — я», «Трупик майора» и др., а также несколько вещей из новейшего творчества маэстро — коллабораций с группами Dub TV и «Запрещенные барабанщики».

Впрочем, в последние годы Лаэртский, на мой вкус, отчасти стал заложником своего сложившегося авторского образа, отчего даже абсурд в его текстах кажется каким-то чересчур профессиональным и предсказуемым. Поэтому старые поклонники артиста предпочли бы пожертвовать репрезентативностью выборки и заменить новинки на трагически отсутствующие на сборнике «Железную палку» и «Гагарина».

InterMedia, Алексей МАЖАЕВ

 
 
 
 

eventenergy представляет:

Александр А Ревва

Случайное фото:

Шоу балет