Музыкальный стиль: Jazz.

Jazz.


        Джаз (jazz) - род проф. муз. иск-ва. Возник на Ю. США в конце 19 - начале 20 вв. в результате взаимовоздействия африканской и европейской музыкальных культур. Истоки Д. - в полуимпровизац. формах народного творчества, в трудовых, религ., светских песнях негр. населения, а также в танцевально-бытовой музыке белых поселенцев США. Термин "Д" употребляется с середины 1910-х гг.; первоначально так наз. небольшие оркестры, а также исполняемая ими музыка. Д. свойственны неакадем. способы звукоизвлечения и интонирования, импровизац. характер изложения мелодии и ее разработки, регулярная ритмич. пульсация, повышенная эмоциональность.
       В течение первых двух десятилетий 20 века сформировался новоорлеанский стиль Д., для которого характерна коллективная импровизация мелодич. группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне 4-дольного аккомпанемента, исполняемого ритмогруппой (ударные, дух. или струн. бас, банджо, иногда фп.). Постепенно установились нормы исполнения танцевальных пьес, в которых предусматривалась сольная импровизация после коллективного изложения основной мелодии. Этим характеризуется чикагский стиль, развивавшийся в 1920-е гг. и выдвинувший джазовых солистов (трубачи - Кинг Оливер, Л. Амстронг, кларнетисты - С. Беше, Дж.Л. Рапполо, тромбонисты - К. Ори, Дж. Брунис, банджист Дж. Сент-Сир, барабанщик Б. Доддс). К началу 1930-х гг. появился стиль свинг (от англ. - качаться), связанный с деятельностью больших оркестров (биг-бендов). Заметно усиливается роль аранжировки, в которой противопоставляется или объединяется звучание 4-5 саксофонов, 3-4 труб, 3-4 тромбонов на фоне ритмогруппы, исполняющей танц. ритмоформулы. В конце 1920-х гг. большую известность приобрели нью-йоркские оркестры Ф. Хендерсона, Дюка Эллингтона, Дж. Лансфорда, в 1930-е гг. - Б.Д. Гудмена, Т. Дорси, А. Шоу, Ч. Уэбба, Каунта Бейси.
       Благодаря бурному развитию грамзаписи Д. завоевал огромную популярность. Его тембровые особенности и ритмич. активность оказали сильное воздействие на всю бытовую, развлекат. музыку США и стран Зап. Европы, привели к возникновению "коммерческого" Д., симфоджаза и др. видов эстр. музыки. В начале 1940-х гг. в результате творч. поисков негр. музыкантов (альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж.Б. Гиллеспи, пианисты Б. Пауэлл, Т. Монк и др.), сгруппировавшихся вокруг одного из клубов Нью-Йорка и не удовлетворенных лишь развлекательно-танц. ролью Д. был создан стиль {}би-боп (звукоподражательное слово), в котором появились насыщенные диссонансами темы, усложнились мелодика, ритмика, гармония, фразировка; внимание слушателей концентрировалось не столько на самом музыкальном материале, сколько на личности импровизатора.
       В противовес "горячему", нервному {}би-бопу в 1950-е гг. возник стиль {кул} (букв. - прохладный), соединивший виртуозную импровизаторскую технику с традиц. комп. средствами (в т.ч. с полифонич. приемами), мягким звукоизвлечением, спокойной исполнит. манерой. Новые школы импровизации Д. нашли отражение в практике биг-бендов, заметно усложнивших образный, интонац. строй музыки, орк. фактуру, гармонию. На этой основе возникли стиль прогрессив (С. Кентон, Б. Риберн) с массивным, тяжелым орк. звучанием и т.н. третье течение, синтезировавшее совр. музыку и Д. (Г. Шуллер, Дж. Льюис).
       Начиная с 1950-х гг. появилось большое кол-во различных джазовых школ, направлений, стилей: хард-боп (от англ. - твердый), связанный с именами А. Блейки и К. Брауна; {фри-джаз} (т.н. свободный Д.) - О. Коулмена, Д. Черри, А. Айлера; модальный Д. - М. Дейвиса, Дж. Колтрейна; джаз-рок - Ч. Кориа, Х. Хенкока, Дж. Маклафлина и др.
       На протяжении своей истории Д. не был замкнутым муз. явлением. В результате его взаимодействия с модными танцевальными ритмами и фольклором возникли {рок-н-ролл}, босса-нова (джаз-самба), {соул}. Появление самобытных джазовых музыкантов неамер. происхождения способствовало становлению нац. джазовых школ. Интонац., ритмич. обороты Д. использовали мн. композиторы - К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Д. Мийо, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, И.Ф. Стравинский и др.
       В СССР интерес к Д. проявился с начала 1920-х гг. Вслед за первым в РСФСР "Эксцентрическим джаз-бандом" В.Я. Парнаха (Москва, 1922) возникли оркестры Ю.С. Мейтуса (Харьков), Л.Я. Теплицкого, Г.В. Ландсберга (Ленинград), Л.В. Варпаховского, А.Н. Цфасмана (Москва). Наиболее заметным явлением стал "Теа-джаз" Л.О. Утесова (Ленинград, 1929), осуществивший ряд эстр. постановок (в т.ч. "Джаз на повороте", "Муз. магазин") и снявшийся в к-ф "Веселые ребята" (1934). На протяжении неск. десятилетий орк. Утесова был связан со становлением и развитием советской массовой песни, с творчеством И.О. Дунаевского, М.И. Блантера, Дан.Я. и Дм.Я. Покрассов, Н.В. Богословского и др. Д. развивался и как вид инстр. музыки, чему способствовали руководители эстр. и танц. оркестров, композиторы и аранжировщики А.Н. Цфасман, А.В. Варламов, Я.Б. Скоморовский, Н.Г. Минх, Г.Р. Терпиловский, Л.А. Дидерихс и др. В 1938 был создан Гос. джаз СССР (рук. М.И. Блантер и В.Н. Кнушевицкий). В конце 1930-х гг. и во время Великой Отеч. Войны 1941-45 выдвинулись музыканты-солисты Я.Б. Скоморовский, А.В. Сафонов (труба), И.А. Ключинский, И.П. Давид (тромбон), И.А. Бачеев, Л.Д. Олах (ударные). С середины 1950-х годов советский Д. стал проф. исполнит. иск-вом. Были организованы оркестры О.Л. Лундстрема, К.Г. Певзнера, Р. Паулса и др. В 1960-е гг. на базе оркестров, а также джаз-клубов и молодежных кафе возникли малые исполнит. составы, тяготеющие к кам. стилям Д. Получили известность солисты А.Е. Товмосян, К.Г. Носов (труба), Г.А. Гаранян, Г.Л. Гольштейн, А.Н. Зубов (саксофон), К.И. Бахолдин (тромбон), А.А. Кузнецов (гитара), И.М. Бриль, Б.Н. Рычков (фп). Начиная с 1970-х гг. сов. Д. занимает заметное место на филармонич. эстраде. Среди музыкантов-исп. появились самобытные джазовые композиторы, синтезирующие традиц. джазовую технику с ладово-интонац. особенностями рус. (Г.К. Лукьянов, Н.Я. Левиновский), азерб. (В.А. Мустафа-заде), эст. (Л. Саарсалу), латыш. (Р. Раубишко), казах. (Ю.А. Парфенов) музыки. В ряде зап.-европ. фестивалей участвовали пианист Л.А. Чижик, ансамбли "Мелодия", "Каданс", "Аллегро", "Арсенал"; междунар. премиями отмечены В.В. Колесников, В.А. Мустафа-заде, В.Н. Чекасин, У. Стабулниекс.
       Сов. Д. стилистически разнообразен; в нем представлены традиционные стили ("Ленинградский диксиленд", ретро-группа "Диапазон") совр. свинг (О.Л. Лундстрем, А.О. Кролл), "би-боп" (Д.С. Голощекин), модальный Д. ("Аллегро"), "джаз-рок" ("Арсенал"), "фри-джаз"(трио В.Ш. Генелина). Большое число композиторов, работающих в области эстрадной музыки и песни, активно использует язык совр. Д. (Ю.С. Саульский, В.Е. Терлецкий, М.М. Кажлаев, Б.Я. Троцюк, И.В. Якушенко и др.)
 

 
 
 
 

eventenergy представляет:

Юлия Толстушка.