09.07.12 Кафе Три часа ночи рецензия

Квадро-диск, 2011.

Сразу оговоримся: данный альбом записан питерским составом "Кафе" - с фронтменом Алексеем Смирновым, а также с Сергеем Стародубцевым. И к московскому "КаФе" Андрея Бриженюка это "Кафе" не имеет никакого отношения.

Альбом "Три часа ночи" нельзя считать номерным, ибо почти половина вошедших в него треков выходила на CD раньше. Например, на диске "Кафе" "СвАбода. The Best?" (2009). CD "Три часа ночи" - это что-то из разряда "новое и лучшее". Однако скомплектован диск настолько замечательно, что стоит остановиться на его описании подробно.

Музыкальная стилистика группы - по-прежнему старый добрый и в меру романтический бит, ритм-н-блюз и поп-рок 70-х. Аранжировки изысканны и безупречны. Практически все песни написаны Алексеем Смирновым - пожалуй, одним из самых талантливых авторов российской рок-тусовки. Сочиненная Смирновым музыка - мелодичная и хитовая. А слова его песен - это самые настоящие стихи. Вообще, Алексею стоит всерьез задуматься также об издании текстов своих песен в виде поэтического сборника.

Итак, главный герой практически всех песен группы - уже взрослый, ностальгирующий по былым временам человек, раз и навсегда предпочетший в своей жизни богатству бесшабашную свободу.

Открывает диск красивая медленная композиция "Комплект свободы", которая через инструментальный бридж переходит в вещь, давшую заглавие всему диску. Драйвовые "Три часа ночи" сработаны в стиле старого Creedence Clearwater Revival. И всем бы эта вещь была хороша, если бы не два явных изъяна. Во-первых, в музыкальном проигрыше диалог скрипки и соло-гитары явно не удался - уж слишком не вписывается скрипка в общий роковый звукоряд. Во-вторых, мелодия припева подозрительно сильно напоминает мировой хит 50-х "Summertime Blues". Так что справедливо было бы Алексею Смирнову указать в соавторах и Эдди Кокрэна.

Далее следует лирическая композиция "Весна не в тему" с красивейшими партиями органа в припеве и флейты в проигрыше. За ней идет "Черно-белый блюз" - с 12-тактовым блюзовым запевом и 8-тактовым попсовым припевом.

В следующих вещах "Existence" и "Дорога в никуда" Алексей Смирнов раскрывается как прекрасный создатель бард-рока. Ну а угару композиции "Подпольщик" позавидовало бы немало наших панк-рокеров! Кстати, необычна кода у "Подпольщика" - минор после целиком мажорной песни. Вообще, стоит отдельно отметить потрясающую способность Алексея Смирнова переплетать в своих песнях минор с мажором.

Следом за удалым "Подпольщиком" идет оптимистическая рок-баллада "Люблю только тебя". А за ней - маршеобразная а ля Status Quo "На улице Строителей" - ода в честь двух литров портвейна. За ней - пружинистая бит-композиция "День расставания".

Треки "Джинсовое платье" и "Сколько хочешь" получились явно проходными, а вот за ними звучит самая эмоциональная вещь на альбоме - дуэт с Мариной Капуро "В последний раз" - о встрече двух когда-то влюбленных друг в друга людей спустя долгие годы разлуки. И здесь снова Алексей Смирнов великолепно использует в музыке свое "коронное" чередование ладов: запев в миноре, припев в мажоре.

Следующие две вещи - "Белая ночь после серого дня" и "Кафе на Садовой" - ностальгия по 90-м. Песня "Медленный поезд, третий путь" - явное музыкальное продолжение "Черного-белого блюза". Кстати, имитация голосом трубы с сурдиной получилась шикарной! А вот в песне "Пожелай мне разлуки" "Кафе" явно попытались выйти из тех стилистических рамок музыки 60-70-х, в которые они себя сами однажды заключили. Увы, получилось не шибко убедительно.

Последние три песни на диске можно считать для "Кафе" программными. Во-первых, это "Гляди веселей" - бит-композиция в духе ранних "Битлз". Во-вторых, "Сладкое слово свобода" с участием Чижа - позитивная баллада, тоже в духе "Битлз", правда поздних: идею продолжительной распевной коды участники "Кафе" явно подглядели в песне "Hey Jude". Наконец, в-третьих, это "Товарищ сержант" - версия с участием Михаила Боярского. Куда уж группе "Кафе" без своего главного хита?

Несмотря на то, что диск "Три часа ночи" получился поистине великолепным, хочется все же участникам "Кафе" дать на будущее парочку советов. Первое: значительная часть песен на альбоме "Три часа ночи" - в мажоре. Но, как известно, продвигать мажор в "минорной" России - дело малоэффективное и посему бесполезное. Поэтому наше пожелание Алексею Смирнову: побольше сочинять песен в миноре. Второе: обзавестись группе нормальной командой менеджеров и пиарщиков. Это для того, чтобы о деятельности "Кафе" знала не только ограниченная питерская тусовка, но и как можно больше людей в нашей стране. Ей Богу, творчество "Кафе" вполне заслуживает этого.

Оценка (0 - 5): *****

StarsNews.Ru, Николай ФАНДЕЕВ