14.09.09 Ксения Раппопорт стала лучшей в Венеции.

На завершившемся кинофестивале актриса награждена призом за женскую роль.

Приз российской актрисе вручал один из членов жюри режиссер Сергей Бодров. Помимо него, судьбы «Золотых львов» в этом году определяли не менее известные постановщики - Лилиана Кавани (автор скандального «Ночного портье»), Джо Данте (постановщик популярных голливудских фильмов типа «Гремлины») и французская актриса-интеллектуалка Сандрин Боннер. Возглавлял жюри тайванец Энг Ли – режиссер таких сенсационных фильмов, как «Горбатая гора», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Вожделение».

В России Ксения Раппопорт известна главным образом по сериалу «Ликвидация» (интересно, что ее партнером в этой картине был Константин Лавроненко - лауреат симметричного актерского приза в Каннах) и – в меньшей степени – по творению Кирилла Серебренникова «Юрьев день». В Италии, где, как ни парадоксально, ее знают гораздо лучше, актриса давно уже стала олицетворением женской красоты. Она регулярно снимается в итальянских картинах и даже сыграла недавно в одном фильме с Моникой Белуччи. Роль русской проститутки, на заказ рожавшей итальянцам детей, в  «Незнакомке» Джузеппе Торнаторе принесла ей итальянского «Оскара» - «Давида ди Донателло».

В прошлом году Ксения выступала «мадриной» (хозяйкой) Венецианского кинофестиваля и целовалась на сцене с Брэдом Питтом. История взлета петербургской театральной актрисы в Италии получила достойное завершение с вручением ей «Кубка Вольпи» - венецианского приза за лучшую женскую роль, вновь сыгранную в итальянской картине.

В запутанном триллере клипмейкера Джузеппе Капотонди «Двойной час» (La doppia ora) Раппопорт вновь предстала славянской женщиной с трудной судьбой – ее героиня Соня (словенка по национальности, родом из Любляны) работает уборщицей в отеле и ищет встреч с мужчинами в клубах знакомств. Сойдясь с бывшим полицейским, она разводит его как мальчика, проведя в охраняемую им виллу бригаду грабителей. Да, Соня оказывается нечиста на руку, но зритель готов бесконечно ее оправдывать, ведь зловредность «фам фаталь» великолепно маскируют печальные глаза Ксении Раппопорт.

Российские актеры давненько не награждались в Венеции, хотя когда-то призы отсюда увозили Михаил Ульянов (1982) и Олег Борисов (1990). Вместе с "Кубком Вольпи" Раппопорт презентовали дорогущие часы Jaeger-leCoultre.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Президент жюри Энг Ли: Наблюдать Ксению на экране было большим удовольствием

- Решение наградить Ксению Раппопорт оказалось одним из самых легких, принятых нашим жюри. Мы очень быстро пришли к общему мнению - настолько великолепным было ее исполнение. Наблюдать Ксению на экране было одним из величайших удовольствий. Это очень зрелая и мастерская актерская работа.

Ксения Раппопорт: Храню награды в доме родителей

На церемонии вручения наград и последующей пресс-конференции российская актриса говорила исключительно по-итальянски. Как говорили местные, с ошибками. Что ничуть ее не принижает: Раппопорт – пожалуй, единственная наша актриса, реально ставшая европейской звездой.

- В России покажут «Двойной час»?

- Насколько я знаю, российские прокатчики картину пока не купили. Надеюсь, что купят.

- Как повлияет этот приз на ваше будущее?

- Время покажет. Ко всем своим наградам я стараюсь относиться с чувством юмора. Надеюсь, что это приз поможет картине, что благодаря ему фильм увидят не только в Италии.

- Где вы храните все ваши многочисленные награды?

- В доме родителей у меня есть для них специальное местечко.

Кому достался «Золотой лев»?

Главный фестивальный приз отошел израильской картине «Ливан» (Lebanon) немолодого дебютанта Самуэля Маоза. Действие происходит во время первой израильско-ливанской войны 1982 года. События увидены через окуляр танкового прицела: герои картины – члены экипажа машины боевой, молодые солдаты, одним из которых был и нынешний лауреат «Золотого льва». На той войне от его руки погиб человек, и всю свою последующую жизнь режиссер искупает этот грех – в том числе, посредством кинематографа.

То, что картина получит приз, было очевидно – по мотивам, далеким от чистого искусства, которые традиционно отстаивали в Венеции. Сделанный на одном приеме, очень лобово, фильм однообразен и чересчур пафосен. Но против лома, как известно, нет приема.

Не нашлось его и против феминистской картины «Женщины без мужчин» (Women without Men), снятой иранской художницей-эмигранткой Ширин Нешат в Германии и других европейских странах. Попробуй-ка не дай приз за режиссуру картине, которую замыкает следующий титр: «Фильм посвящен памяти тех, кто потерял жизни в борьбе за свободу и демократию в Иране»! А то, что картину видеохудожницы Нешат трудно даже зачислить по ведомству кино – это уже мало кого волнует.

Теперь о призах, присужденных справедливо. За мужскую роль награды удостоился англичанин Колин Ферт, знакомый народу как возлюбленный Бриджит Джонс в обоих фильмах. На этот раз актер сыграл немолодого гея, собирающегося покончить с собой после гибели любовника, в картине «Одинокий мужчина» (A Single Man) – на редкость уверенном дебюте в кино модельера Тома Форда, бывшего арт-директора «Гуччи». Сыграл проникновенно и экономно, без всякого надрыва и «педали». Получая приз, Ферт поблагодарил жену за то, что она разрешает ему играть столь рискованные роли, и назвал Тома Форда одним из лучших режиссеров, с кем ему приходилось сотрудничать.

Спецприз жюри отошел немецкому турку Фатиху Акину (лауреату берлинского «Золотого медведя» за картину «Головой о стену»), снявшему едва ли не единственный позитивный фильм фестиваля – несомненный будущий хит «Кухня в стиле соул» (Soul Kitchen). Основная тема нынешней венецианской программы – выживание людей при капитализме – воплощена в нем с обезоруживающим оптимизмом и живостью. Комедии редко награждают на мероприятиях такого масштаба, но мимо ленты Акина, захватившей и своим человеческим содержанием и отменным профессиональным исполнением, пройти было никак нельзя.

Кому ничего не досталось?

Фильм Майкла Мура «Капитализм» (Capitalism: A Love Story) оставил жюри равнодушным. Вероятно, оно сочло его слишком «попсовым» и конъюнктурным. Что, на самом деле, совсем не так.

Без призов уехал и немецкий классик Вернер Херцог. Не помогло и то, что он участвовал в конкурсе сразу с двумя картинами - «Плохой лейтенант» (Bad Lieutenant: Port of Call New Orleans) с участием Николаса Кейджа и «Сын мой, сын мой, что ты наделал?» (My Son, My Son, What Have Yе Done?), продюсером которой выступил Дэвид Линч. Думалось, что Херцогу присудят специального «Льва» - такой достался два года назад Никите Михалкову за «12». Но жюри решило «спецльвов» в этот раз не вручать.

Один из лучших фильмов конкурса, «Бабушка» (Lola) филиппинца Бриллианте Мендозы, тоже остался ненагражденным. Хотя в Каннах в этом году призом за режиссуру был отмечен его несравнимо худший фильм, «Расчлененка».

Мелкими утешительными призами (за сценарий и техническое совершенство соответственно) вознаградили и другие более чем достойные произведения – трагикомедию «Жизнь во время войны» (Life During Wartime) американца Тодда Солондза и виртуозную фантасмагорию «Мистер Никто» (Mr. Nobody) бельгийца Жако ван Дормаэля – самый дорогой европейский проект последнего времени.

Стас ТЫРКИН K.P.

 
 
 
 

eventenergy представляет:

Александр А Ревва

Случайное фото:

Задание на Тимбилдинге.